Шьем и кроим сами

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Самые популярные ручные швы

Ручные швы и строчки

Швейная машина пока еще не может полностью заменить ручные швы. Любая одежда для примерки сметывается ручными швами. Также никак не обойтись без ручного шва, чтобы пришить пуговицу или подшить подгибку низа пальто, юбки, не говоря уже о рукоделии и вышивании. 

Ручные швы имеют разные способы образования стежка, но в отличие от рукоделия портными чаще всего несколько видов ручных швов, и чаще всего используется сметочный ручной шов. 

Ручные швы в основном используют для рукоделия и вышивания, иногда для декоративного украшения одежды. Портные же используют лишь несколько видов ручных стежков. В основном для сметывания деталей одежды и ручного подшивания подгибки края изделия. Иногда их используют для обозначения вытачек, складок, рельефов (силки).

Читать дальше

Прокладочные и клеевые материалы

Прокладочные и клеевые материалы

Клеевые и прокладочные материалы - это одна из составляющих швейного процесса. Манжеты, воротники, клапаны, пояса и ряд других деталей одежды обязательно дублируются клеевыми тканями. С помощью прокладочных материалов укрепляются борта, полочки плечевых изделий. С помощью двухсторонней клейкой ленты "паутинка" можно закрепить низ юбки, брюк, платья. 

Существуют множество видов клеевых тканых и нетканых материалов, таких как паутинка, флизелин, дублерин и т.д. Иногда, в одном изделии одежды применяется сразу несколько видов прокладок. В зависимости от толщины и плотности ткани, назначения детали одежды подбирается и клеевая ткань или прокладка.

Читать дальше

Как правильно пришить пуговицу

Как правильно пришить пуговицу

Как пришить пуговицу правильно на ножке к шубе, пальто, дубленке или пиджаку? Казалось бы, чего проще, была бы только иголка и нитка. Однако, чтобы пришитая пуговица не "болталась" и неожиданно не оторвалась, нужно все-таки знать некоторые секреты и уметь правильно пришивать пуговицы.

Читать дальше

Как правильно гладить одежду

Как правильно гладить одежду

Тем, кто увлекается пошивом одежды своими руками, обязательно нужно уметь правильно гладить (утюжить) одежду. Профессиональные портные вместо слова гладить используют слово утюжить и его производные: сутюжить, разутюжить и т.п., и для утюжки используют не только утюг, но и различные дополнительные приспособления, колодки, подушки и др. 

Материал статьи пригодится не только начинающей швее, но и всем, кто хочет узнать, как правильно гладить одежду. Эта статья поможет вам узнать, как правильно гладить рубашку, брюки, воротники, труднодоступные участки рукава пиджака и т.д. А также вы узнаете, как устранить дефекты, появляющиеся во время утюжки и как пользоваться утюгом и чистить его подошву.

Читать дальше

Обработка прорезного кармана в рамку

Обработка прорезного кармана в рамку
Прорезной карман - это классическая обработка карманов многих изделий, от заднего или бокового кармана брюк до внутреннего кармана пиджака, пальто. Технология изготовления прорезных карманов с клапаном, листочкой, в рамку и даже на молнии примерно одинаковая. Некоторые отличия обработки таких карманов имеются, но освоить их легко, если научиться правильно делать прорезной карман в рамку. 

Обработка прорезного кармана любого вида довольно сложная, требуется определенный опыт и квалификация. Поэтому, если вы собираетесь сделать прорезной карман в рамку впервые, поучитесь вначале на кусочке ткани. Сделайте хотя бы рамку без мешковины. После этого вы сможете без ошибок выполнить обработку кармана на изделии.

Читать дальше

Мех и его виды

Выдра


Когда русские исследователи впервые увидели морских выдр Алеутских островов Аляски, они поняли, что перед ними «живые деньги». Мех морской выдры превосходит по красоте, длине, блеску и цвету ее речного собрата. 
Мех выдры не только красив, но еще и необычайно прочен. Грубую ость меха обычно выщипывают и оставляют короткую, густую, нежную подпушь. 
Выдра – один из редких видов меха. Может быть потому, что до сих пор этих зверьков не научились разводить в неволе в достаточно большом количестве, на них в основном охотятся. К тому же воспроизводится этот зверек довольно медленно. Так что за шубой из этого «долговечного меха», принятого, кстати, за эталон носкости, кроятся немалые усилия и затраты. Еще одно важное качество меха выдры – он непромокаем. А ведь наша зима весьма непредсказуема: мороз и снег, дождь и слякоть. Невольно обратишь внимание на водоотталкивающие свойства этого меха. 
Что нам может рассказать история? Оказывается, выдрой оторачивали праздничные шубы, ее мехом отделывали праздничные одежды. 
Наконец, если верить гороскопам, мех водных животных (выдры, ондатры, бобра) особенно подходит тем, кто родился под «водными» знаками зодиака. Мех этот обладает не только очищающими свойствами, но и благоприятно влияет на здоровье. 


Горностай


Этот представитель мелких куньих резко меняет свою окраску в зависимости от времени года. Летом голова и верх тела у него бурые, а грудь и брюшко - желтовато-белые. Зимой зверь весь белый, лишь кончик хвоста у него черного цвета. Горностай весит около 200 г., а его длина вместе с хвостом составляет около 35 см. 
Зверек обитает почти повсеместно в России, кроме Крыма, Закавказья и пустынь Средней Азии. 
Питается горностай водяными крысами и полевками, реже ест птиц, лягушек и ящериц. 
Самки горностая вынашивают потомство 9-10 месяцев. Брачный период наступает в середине лета, и только следующей весной самка приносит до 12 детенышей. Живет горностай в природе 5-7 лет.


Дикий кот


Дикий кот обитает в африканской саване и не занесен в Красную книгу. Благородный, чувственный, неординарный мех для взыскательных, желающих произвести впечатление клиентов. 
Шубка из меха дикого кота никогда не будет рядовым повседневным пальто. Гладкий, все ворсинки в одну сторону, переливающийся бархатом, пятнистый, как у леопарда, пластичный ворс. Дикий кот, несомненно, придаст вашему образу немного агрессивности и сексуальности. Но кроме своей выразительности, этот мех обладает уникальным особенностями — он легче, чем мех норки. И, несмотря на свою легкость, исключительно ноский и теплый мех. 
Цветовые решения для каждого изделия можно считать настоящим произведением искусства. Мех дикого кота очень сложно подбирать. Но результат того стоит. От мягкого песочного цвета гамма переходит в роскошное, холеное золото, согревающее каждый взгляд, брошенный в сторону вашей шубки. 
Эксклюзивная технология "необработанных краев". Не только мех, но и хвостики, лапки, вплоть до каждого коготка — все сохраняется в первозданном виде. Такая шубка, одетая на вас, выглядит в движении как живая. Двухсторонние курточки, посаженные на атлас или шелк можно носить как мехом наружу, так и вовнутрь. Это изысканное "фаберже" в одежде станет, без сомнения, любимой вещью в вашем гардеробе. 


Енотовидная собака


Своеобразной внешностью обладает этот близкий родственник лисицы: удлиненное тело на коротких лапках покрыто густым длинным мехом с мягкой подпушью, при этом длина ости на некоторых участках тела достигает 12 см, что создает впечатление лохматости животного. Свое название енотовидная собака получила из-за сходства своей окраски с окраской енота. 
Раз в год самки енотовидных собак приносят приплод из 6-8, реже 15-19 щенков. До полуторамесячного возраста щенки питаются молоком матери, а затем начинают есть подкормку. Проблемы с кормлением этих животных в неволе значительно облегчает их всеядность. 
Эти животные очень чистоплотны и миролюбивы. У них есть одна забавная повадка: попадая в безвыходную ситуацию, они прикидываются мертвыми, закрыв глаза, расслабившись и затаив дыхание.


Каракуль


Каракуль вошел в моду еще в конце XIX века. Его широко использовали для воротников и манжет пальто, для шляп и шапочек. Существует множество названий этого меха - астрахан, лямб, каракуль, каракульча. Они зависят от происхождения и способа выделки. В начале века из каракуля шили детские шубки, их украшали вышивками тесьмой и нарядными пуговицами. О белой каракулевой шубке с муфтой мечтала каждая девочка. В 1910-е годы из каракуля делали модные пальто яйцевидной формы с пушистыми воротниками. Такие вещи были вполне доступными. Но настоящей популярности каракуль достиг лишь в военные 40-е, когда особого выбора не было.

В 80-е из него стали шить классические длинные шубы, пончо и жакеты. А в начале 90-х в коллекции Ralph Lauren, посвященной России, появились каракулевые шапки-кубанки и гусарские венгерки, украшенные шнурами. Хитом зимы 1998-1999 стали сумочки из цветной каракульчи от Chanel и розовые шлепанцы от Dolce & Gabbana. Том Форд для Gucci в прошлом сезоне предложил тончайшие топы из ореховой и оливковой каракульчи. А этой зимой на подиумах можно было увидеть каракульчу всех расцветок.


Кролик


Один из самых доступных видов меха, кролик в последние годы вновь завоевывает позиции в моде. Впервые его оценили во времена Второй мировой войны. В связи с отсутствием денег скорняки стали работать с дешевым сырьем. Кролик часто служил и для имитации дорогих мехов. В наше время его стала использовать Консуэло Кастильони, дизайнер Marni. Она стригла и красила кролика таким образом, что он становился похож на бархат, шелк, хлопок, но только не на мех.

Сегодня это уже стало модной тенденцией, а тогда, в 1991 году, было сенсацией. В осенне-зимней коллекции 1998-1999 Sonia Rykiel были забавные курточки и жакеты из кролика, крашенного под леопарда, а в прошлом году Том Форд в коллекции Gucci продолжил эту тему. В прошлогодней зимней коллекции Alexander McQueen мех кролика был украшен дорогостоящей вышивкой, а в коллекции Roberto Cavalli появилось пончо из стриженого цветного кролика, отороченное лисой. В этом сезоне особенно популярен мех австралийского кролика, который по структуре и окрасу очень напоминает дорогостоящую шиншиллу.


Куница


Мех этого зверька ценится не так высоко, как тот же соболь, но, например, в Европе, где соболь не водится, куница смело занимает его «нишу». 
В России куница обитает в ее европейской части, а также в Западной Сибири. За этим зверьком, надо сказать, тянется целый шлейф примет и суеверий, он издавна считался предвестником дурных предзнаменований. 
При этом на Руси мех куницы всегда был в цене. Еще в «Слове о полку Игореве» упоминались «куньи меха знати», которые не только носили – ими еще и расплачивались, недаром мех куницы приравнивался к деньгам и золоту. 
Это красивое и грациозное животное, по размерам чуть крупнее домашней кошки, оно еще и сильный, ловкий хищник. Зимний окрас куницы буровато-дымчатый с легким палевым оттенком. В летнюю и осеннюю пору ее мех значительно темнее, короче и не так пушист. 
Мех куницы – со своей собственной историей и давними традициями. Из него шили не только шубы, но и воротники, манжеты и шапки, отделывали полушубки. В каком качестве это мех приглянется вам – думайте, решайте сами.


Лиса,песец


Лиса и песец стали популярны на волне расцвета голливудского кино. Американцы срисовывали фасоны меховых изделий с экрана. Президент кино компании Paramount Pictures был меховщиком и предлагал своим художникам особые условия для использования меха. До 30-х годов мех песца и лисы шел в первую очередь на отделку. И только в 1932 году Марлен Дитрих появилась на экране в лисьей шубе. Разводить песца и лису начали в Скандинавии в начале XX века. В 30-е годы было модно носить несколько лисьих шкурок, скрепленных между собой лапками и мордочками из папье-маше. В 40-х в лисьих полушубках позировали pin-up girls, а в 50-е - Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор.

В 1971 году Ив Сен-Лоран показал полушубки из лисы, выкрашенной в яркие неприродные цвета; эта коллекция шокировала старшее поколение и вошла в историю моды как скандальная. В 90-е годы вспомнили о чернобурке. Образ Рене Руссо в воротнике-оплечье из чернобурки от Celine (коллекция 1998-1999) в картине "Афера Томаса Крауна" был растиражирован журналами. А дизайнер Celine Майкл Корс продолжил тему уже в этом сезоне. Он дополнил графичные черно-белые модели черно-бурой лисой и создал образ "женщины, которую все ненавидят". Лису и песца показали и в Лондоне - Alexander McQueen, Tristan Webber, и в Париже - Yohji Yamamoto, Yves Saint Laurent, и в Милане - Prada, Armani, Trussardi.


Мех пятнистых расцветок



Норка


Один из самых традиционных и самых дорогих мехов, норка давно уже перешла в категорию привычных и будничных. По одним источникам считается, что разводить норку начали в Америке в конце XIX века, по другим - первые зверофермы появились в 40-е годы в Скандинавии. В любом случае по сей день Северная Америка и Скандинавия - лидеры в этом бизнесе. Как и на многое другое, моду на норку ввел Голливуд 30-х. Она существовала в своем классическом обличье вплоть до 60-х, когда дизайнеры стали экспериментировать с ней. В коллекции Pасо Rabanne появились норковые костюмы, юбки и жакеты, инкрустированные металлическими пластинами и кольцами.

На обложках журналов мод красовались норковые пелерины и накидки ярких цветов. В 80-е из норки начали шить роскошные манто, соответствующие духу эпохи. Они стали необходимым атрибутом состоятельной женщины. Но вскоре это наскучило. И когда в 1996 году Майкл Корc в коллекции Pologeorgis представил ветровку из белой, очень коротко стриженной норки, началась новая история этого меха. С тех пор норку стали использовать и обрабатывать как ткань - ее красят, выбеливают, на нее наносят фотопечать и набойку, ее соединяют с эластичными материалами. Эпоха классически скучных норковых манто закончилась.


Нутрия


Другие названия этого зверя - болотный бобр, бобровидная крыса, рагондин. Нутрия родом из Южной Америки, в Россию она была завезена в советское время (1929 год) из Аргентины. 
Эти спокойные неприхотливые животные очень быстро приручаются. Уже по достижении 4-6 месяцев нутрии начинают размножаться, принося приплод по 5-6, реже - по 10-15 щенят. Растут детеныши нутрии медленно, достигая размеров взрослых особей только к 14-18 месяцам. Длина тела у этого животного - 50-60 см при массе в 5-6 кг. 
По окраске нутрии объединены в 5 групп: коричневые, белые, бежевые, золотистые и черные. Всего же известно около 30 их окрасок. Мех нутрии ноский, теплый и красивый. Из него шьют воротники, головные уборы и манто. Остевой мех нутрии значительно длиннее подпуши и имеет блеск. Щипаный мех нутрии с удаленными остевыми волосами похож на норковый и его нередко используют для имитации норки


Овчина


Овчина всегда была одним из самых доступных видов меха. В русских деревнях еще в прошлом веке шили длинные дубленые шубы и куртки мехом внутрь - то есть, в современном понимании, дубленки. В общеевропейскую моду дубленки вошли после Второй мировой войны, а в 50-е овчину использовали в СССР для форменной одежды. На волне моды хиппи стали популярны афганские вышитые дубленки, отороченные мехом монгольской ламы. К 80-м дубленки стали привычной, комфортной и недорогой одеждой.

В 1994 году в связи с возвращением моды 70-х дизайнеры вновь обратили внимание на дубленки и овчину. Хитом стала золотая дубленка с белым мехом, в которой Джанет Джексон снялась в клипе Scream. Современные изделия из овчины и дубленой кожи уже ничем не напоминают куртки ковбоев Marlboro. В прошлом сезоне Карл Лагерфельд в коллекции Chanel предложил платья из овчины тончайшей выделки. В этом сезоне Александр Маккуин в собственной коллекции показал костюмы из овчины, а коллекция Emanuel Ungaro отразила шик 70-х в тончайших дубленках всех цветов радуги с необработанными краями.

В коллекции Kenzo появился ансамбль из дубленой кожи - пальто и юбка с блузкой. Даже Лондон, всегда осторожно относящийся к меху, представил яркие пальто, собранные из маленьких кусочков овчины, в коллекции Tristan Webber, а в Милане всем запомнились позолоченная дубленка от Iceberg и дубленые сумочки от Ruffo.


Орилаг


Не все, наверное, еще знакомы с таким видом меха, как орилаг. А кто знаком, тот не знает точно о его происхождении. На самом деле орилаг относится к семейству зайцев, надотряд – шиншилловые. 
Орилаг – это результат долгой и кропотливой работы французских звероводов. Средства на его выведение были специально выделены французским правительством, и поэтому орилаг разводят исключительно во Франции. Его родиной считается регион Пуату-Шаранта и Приморская Шаранта. 
Со всего мира собирали лучших кроликов рекс и 15 лет проводили селекцию. Результат превзошел все ожидания – мех орилага качественный, теплый, хорошо носится и очень красивый. Ведь первоначальная задача при выведении орилага – чтобы его мех был бы похож на мех шиншиллы, но превосходил его по стойкости. Действительно, это было достигнуто. Плотность меха орилага - 800-10000 волосков на квадратный сантиметр. Это животное с короткой монотрихальной шерстью, как шиншилла, но, в отличие от нее, большего размера. Шкура его тонкая и легкая, мягкая и эластичная и вместе с тем очень плотная. Волос очень тонкий (15 микрон), как у кашемира и ангоры. Знаменитый ткач Пьяченца создал потрясающую ткань орилакт – смесь шерсти и орилага. 
Основные цвета орилага – рыже – коричневый (так называемый «бобровый») и серо-белый («шиншилловый»), причем последний более редкий и более дорогой, так как составляет 13 % от общего числа. А всего выпускается в год около 80 тысяч шкурок. Это не так много, ведь спрос на этот вид меха постоянно растет, а выращивают орилага всего 25 хозяйств. 
Так как мех орилага не теряет исходного блеска при окрашивании, то его можно красить в различные цвета, а обработанная под замшу, кожу или велюр мездра очень мягкая на ощупь при значительной прочности. 
Орилаг является национальным достоянием Франции как соболь в России, но с важным отличием – его дистрибьюторская сеть находится под контролем. Орилаг - это официально зарегистрированная международная марка. она является собственностью ИНРА (национальный научно-исследовательский институт агрономии) и защищается французским правительством. Торговый знак орилага зарегистрирован во всех крупнейших странах мира. 
Популярность орилага постоянно растет во всем мире, и за свою историю он покорил немало известных модельеров и домов моды. Из его меха делают и игрушки, и пледы, и верхнюю одежду, и малые формы. Этот вид меха очень универсален. Шелковистый как соболь, нежный как ласка, орилаг имеет большое будущее и в России.



Песец голубой


Зимний пушистый мех и густая подпушь этого типичного обитателя Арктики обладают идеальными теплозащитными свойствами. 
В неволе разводят в основном голубого песца, который, в отличие от своего дикого белого собрата, в природе встречается редко - на Командорских островах и островах Прибылова. 
Длина тела у песцов колеблется от 58 до 70 см, а масса от 4,5 до 7 кг, при этом самцы обычно крупнее самок. Не смотря на небольшую продолжительность жизни - 8-10 лет, песцов для племенных целей используют в среднем 4 года. Песцы очень плодовиты, они начинают размножаться с 9-11 месяцев, принося ежегодно потомство из 8-10 щенков, а нередко и больше. 
Голубые песцы делятся на три породы: вуалевые, серебристые и шедоу. У первых - светло-серая подпушь, а остевые волосы имеют пигментированные кончики, которые, возвышаясь над подпушью, создают впечатление вуали. Вторые имеют темную окраску с выраженной серебристостью и напоминают серебристо-черных лисиц. Шедоу (или жемчужные) - от светло-голубого до почти белого цвета. 
Цветовая гамма у песцов значительно беднее, чем у норок или лисиц. Другие окраски песцов - сапфировые, темно-бежевые и белые (альбиносовые) - получают в результате искусственных мутаций.


Скунс


Это типично американский мех. Именно из Северной Америки он попал в Европу и стал популярным в 20-е годы нашего столетия. Его инкрустировали и дополняли горностаем. Были очень популярны плащи и пальто ярких, насыщенных оттенков, подбитые скунсом и отороченные монгольской ламой. Во времена Второй мировой войны скунс имитировали крашеным опоссумом. В 70-80-е годы из этого меха шили вещи классического кроя.

А в прошлом году именно скунса стали использовать для одежды спортивного стиля американские дизайнеры, например, Марк Джейкобе в коллекции Louis Vuitton. В этом году скунс был фаворитом миланского показа. Так, в коллекции Alessandro Dell'Acqua были небольшие жакеты, в коллекции Versace - длинные приталенные шубы с кожаными ремнями. А у Fendi появились маленькие пальто длиной за колено и саквояжи из полосок скунса, которые имеют все шансы стать таким же хитом, как и меховые багеты прошлого сезона.


Соболь


Русский соболь всегда был символом роскоши и богатства. Соболиные шубы, пальто и рединготы, отороченные этим драгоценным мехом, и даже просто воротники и горжетки всегда были в большом почете. Особым шиком было носить соболя с абсолютным безразличием или, как говорили, "беззаботно носить на себе деньги". И по сей день подобная манера носить дорогой мех является неписаным правилом элегантности. В начале века цены на соболиные шубы доходили до абсурда - за эти же деньги можно было купить дом. Во время Второй мировой войны под соболь подделывали мех куницы, так как в США спрос на драгоценные меха не только не падал, но - под все более заметным влиянием Голливуда - даже наоборот возрастал. В 60-70-е соболь отошел на второй план, а затем вместе с богатыми 80-ми вернулся в своем традиционном обличье.

В 1996 году Марк Джейкобс представил его по-новому - он предложил вещи из коротко стриженого соболя. Это изменило отношение к соболю. Он перестал быть драгоценностью, которая хранится в шкафу рядом с вечерним туалетом Haute Couture. Теперь соболь - это мех на каждый день. И, тем не менее, природа соболя столь великолепна, что сегодня это, пожалуй, единственный мех, который дизайнеры используют в его естественном виде.


Хорь


Хори встречаются двух видов: черный (лесной) и белый (степной). Черный хорь внешне похож на норку, но имеет более длинный мех и иную структуру окраски. Общая окраска у них при палевой подпуши - черно-бурая, причем более интенсивно окрашены шея с боков, горло, грудка, брюшко, лапы и хвост. Мордочка и края ушей белесые, губы и подбородок - белые, и между глазами - белое пятно. Длина тела у самцов достигает 46 см, у самок - 39 см. Степной хорь несколько крупнее по размерам и отличается более светлой - палево-белесой окраской, выступающие части тела при этом более темные. 
Существует еще белый хорь-альбинос - фуро, фретка или африканский хорь. Этот зверь нередко удивляет своей плодовитостью, однако в звероводстве чаще используется помесь альбиноса с черным хорем, называемая тхорефреткой или тхорзофреткой. Окраска помеси близка к черному хорю, но имеет желтую подпушь разных оттенков. 
Эти животные неприхотливы к кормам и условиям содержания, они высокоплодовиты и незлобливы. Половой зрелости зверьки достигают в 10-11 месяцев и приносят в среднем 10 щенков. При этом самки фуро и тхорзофретки способны приносить 2 приплода в год. Продолжительность жизни хорька - 5 лет.


Шиншила


Представьте, не всегда мех шиншиллы считался особо ценным. Так, например, в 19 веке шкала ценности меха выглядела совсем иначе. По ней шиншилла значилась лишь на 10-м месте, уступая первенство горностаю, бобру, соболю, кунице, морскому котику, синей сибирской лисице, каракулю и тигру. Более того, подчеркивая цвет шиншиллы, петербуржским модницам не советовали прибегать к нему, дескать, серые меха портят цвет лица, и снаружи его лучше носить в виде муфты, вообще же его лучше пускать на внутренние подбивки одежды. 
Но, как говорится, история вносит свои коррективы. Шиншиллы – из семейства грызунов - обитатели Южной Америки. Они считались ценной добычей еще на заре самобытной индейской цивилизации. Мех шиншилл использовали исключительно для одежды знати. Индейцы берегли ценных грызунов, и охота на них была строго ограничена. Ситуация круто изменилась с приходом завоевателей – высокие цены на шкурки шиншилл гнали охотников за добычей в самые труднодоступные места. В результате к середине 20-го столетия шиншиллы были на грани исчезновения. Своим возрождением они обязаны аргентинскому инженеру Чапмену, который смог разводить их в неволе. В нашей стране шиншиллы появились лишь в 1960-м. 
Легкий, невесомый словно пух и густой мех шиншиллы хорош для малых и больших форм. Вот только шуба из шиншиллы явно не на каждый день. Она роскошна, спору нет, но не забывайте, что ее мех не очень ноский. К тому же шиншилла входит в тройку самых дорогих мехов.






Виды тканей

Ажур 

- ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шелковой, шерстяной), а также изделие из такой ткани. Особенно популярен ажур был в первой половине XIX века.


Аксамит

 - золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей - двух основных и четырех уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.


Алтабас

 - плотная шелковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.


Альпака

 - легкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноименного домашнего животного. Альпаку разводят в Боливии и Перу. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.


Ангора

 - шерсть (пух) живущего в неволе ангорского кролика. Разводят во Франции, Англии, Германии.


Атлас

 - ткань с очень блестящей поверхностью особого типа переплетения. Ткань гладкая, как подкладочная, иногда атлас применяют и для подкладки,атлас ментенон - на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон - фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани - листья с букетами гвоздик, помпадур - атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета. 


Ацетатный шелк

 - шелк из искусственного волокна, впервые полученного в США химиками Celanese Corp. of America в 1925 году.


Байка

 - мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже ее стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX века изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов, цвета.


Бареж

 - ткань в технике газового ткачества из шелка, шерсти, хлопка. Названа по местечку Бареж во Франции. Была очень популярна в России в первой половине XIX века. Ткань очень непрактична в носке. В XX веке она вышла из употребления.


Бархат

 (велюр - французское название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат), матовый, толстый или плюшевый. В любом случае для него типичен стоячий в определенном направлении ворс. Есть также бархат структурной выделки или с узорами, из хлопка или искусственного шелка.Бархат в рубчик - это ткань в рубчик.Вареный бархат - коротковорсовый мягкий бархат в рубчик, который можно стирать и гладить.Шерстяные велюровые ткани с обеих сторон имеют грубоватую ворсовую поверхность.В XVII веке бархат стали вырабатывать в Москве. Уже знали бумажный бархат - бархатель (позже его называли плисом).


Батист

 - мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон.Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. Льняной выше качеством, из длинных ровных волокон.


Бельсет 

- ткань из микроволокна с ворсистой и мягкой поверхностью, похожей на кожицу персика. Имитация велюровой кожи.


Болонья

 - капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием. Ткань названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань.


Бостон

 - плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа так по породе овец бостон, разводимых в Англии. Обычно бостон - ткань темных, густых тонов - синего, черного, иногда коричневого, с двусторонней выделкой. Была актуальна до конца 60-х годов XX века.


Брезент

 - грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорным и противогнилостным составом. Применяется для спецодежды, чехлов.


Брокатель

 - легкая и изящная шелковая ткань с небольшими золотыми или серебряными букетами, оттененными иногда цветными нитками. Ткань была модной в конце XVII века, из нее шили летнее платье.

Букле

 - шерстяная ткань с узелковой поверхностью и нерегулярно расположенными петельками. В шерстяную ткань простого переплетения вводится пряжа фасонной куртки, отчего на ее поверхности образуются петли и узелки. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.


Бумазея 

- мягкая бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Первоначальное название ткани - бумажная. Из этой ткани шьют нижнее белье, детские веши. В отличие от байки выпускалась крашеной, с орнаментами.


Буфмуслин

 - хлопчатобумажная ткань, очень тонкая, почти прозрачная, разновидность кисеи. Особенно ценилась эта ткань в XVII - начале XIX века. Позже в платьях из этой ткани ходили лишь молоденькие девицы, а дамы использовали буфмуелин для домашней одежды.


Бязь

 - бумажная прочная, довольно грубая ткань, вид толстого миткаля. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья.Бязь шла на подкладку кафтанов, ширинки (платки). Была двух сортов: простая - шиля; лучшая, более тонкая, с последующей отбелкой - ханагай.


Ватин

 - вязаное полотно с односторонним и двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей; слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.


Вельвет

 - ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен.

Ткань имеет много различных наименований. Например, манчестерский вельвет, вельвет с широким рубчиком, вельвет с узким рубчиком, бархатистый вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, эластичный вельвет.Вельвет-корд имеет широкие рубчики (около 5 мм) и высокий ворс.Вельвет-рубчик с узкими рубчиками (2-3 мм) и низким ворсом.Вельвет фасонный имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности.


Вельветон

 (или обезьянья кожа) - прочная, плотная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу.

Будучи разновидностью бархата, вельвет вошел в обиход россиян со второй половины XIX века под заимствованным названием.


Велюр

 - общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет.

Велюр - ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом. Встречается несколько разновидностей.Велюр-бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка.Драп-велюр - чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко постриженным, начесанным ворсом на лицевой стороне.


Верблюжья шерсть

 - подшерсток или пух одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть часто обрабатывают, не окрашивая, и используют для изготовления пальтовых тканей. У неокрашенной шерсти светло-коричневый цвет.


Вигонь

 - мягкий материал или пряжа из шерсти животных рода лам, распространенных в некоторых странах Латинской Америки. Шерсть этого вида ламы получить очень сложно (животное надо только вычесывать, а не стричь). Поэтому вигонью обычно называют ткань из отходов хлопка в смеси с шерстью. Сходство вигони с тканью из шерсти викуньи (вида ламы) лишь внешнее: цвет - коричневый или бурый, лицевая поверхность слегка пушистая за счет вкрапления шерстяных нитей. Но она в отличие от высококачественных шерстяных волокон не ноская. В XX веке ткань встречается редко, а пряжа вигонь распространена широко.


Вискоза

 - искусственное волокно из целлюлозы, а также ткань на его основе. Часто вискоза входит в состав смесовых тканей, например со льном или шелком.На основе вискозы с добавлением натуральных волокон получали разные виды тканей, например штапель. Вискоза в чистом виде имеет много недостатков: дает усадку при намачивании, утрачивает прочность.


Виши

 - название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она была создана в 1850 году. Раньше узор в мелкую клетку выполнялся только красным или синим с белым цветом. Теперь с белым сочетают и другие цвета. Чаще всего этот узор встречается на хлопчатобумажных тканях.Когда-то ткань использовали для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас из нее шьют мужские сорочки, платья в фольклорном стиле, а также занавески, скатерти и салфетки.


Вуаль

 - прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

 

Габа

 - очень плотное белое сукно, применявшееся для изготовления верхней одежды. Отличалось высокими водоотталкивающими свойствами.

 

Габардин

 - очень плотно сотканная ткань с особым переплетением хлопка и шерсти или искусственным волокном. Из-за прочности габардин часто используют для женских и мужских костюмов и пальто. Современные габардины изготавливаются со специальной водоотталкивающей пропиткой. Цвет ткани в основном серый, реже синий.

 

Газ

 - легкая, тонкая, прозрачная шелковая или хлопчатобумажная ткань особого газового переплетения, у которой нити утка и основы сохраняют пространство. Способ ткачества обуславливал сорт газа. Это могли быть атлас, саржа или полотно.

 

Гарус

 - род шерстяной ткани, получившей название по городу Аррасу во Фландрии, где первоначально ее вырабатывали.

 

Гипюр

 - кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые соединены между собой тонкими связками. Изготавливался из тончайших хлопчатобумажных или шелковых ниток. Сейчас гипюр производят машинным способом.

 

Глазет

 - от французского слова - "глянцевитый". Парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами. Из глазета шили, например, нарядные камзолы (XVIII-XIX века).

 

Гленчек 

- шерстяная или смесовая ткань с особым узором (клетка, состоящая из основного квадрата и квадрата поверх него).

Гобелен 

- художественно-декоративная ткань, изготавливаемая машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 1662 году в Париже на улице Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи. Тогда они производили гобелен ручным способом. В настоящее время ткань используется для обивки мебели, на портьеры, а также для жакетов, сумок. Из более тонкого гобелена шьют платья, галстуки и шарфы. Материал неяркий, волокна окрашены натуральными красителями.

 

Гризет 

- в старину легкая дешевая ткань, платье серого цвета. Материал шелковый или шерстяной одноцветный с тканым рисунком. Сначала был только серого цвета, но в XIX веке изготавливался также красным, зеленым, синим.

 

Гриделин

 - ткань серого цвета в мелкую полоску, чаще в черную, иногда - в белую. В XIX - начале XX века название относилось только к шерстяным тканям. Из гриделина шили визитные брюки. Сейчас название ткани исчезло из употребления, хотя подобные материалы продолжают выпускаться.

 

Гро

 - в старину название шелковых, самых плотных тканей: гро-гро, гроденапль, гродетур.

 

Дама 

- плотная одноцветная ткань с вытканным узором из любого сырья. Термин восходит к сирийскому городу Дамаск, где начали производить ткани такого типа. Обычно все ткани типа дама были двусторонними, их можно было использовать как с одной, так и с другой стороны.

 

Дамаск 

- шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный Дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном для декорирования изделий.

 

Дамаскет

 - ткань, похожая на парчу с атласным фоном и золотыми цветами.

 

Дамассе

 - в переводе с французского - "узорчатый". Пластичная, обычно шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялась для подкладки, обивки мебели, но в последнее время все чаще используется для изготовления нарядных блуз и платьев.

 

Дамаст 

- хлопчатобумажная ткань белого цвета с блестящим цветочным узором по матовому фону.

 

Деним 

- очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в переводе с французского означает "из Нима". Ним - город во Франции, где создали эту ткань для рабочей одежды.

 

 Джерси 

- название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделия из нее.Ткань не пользовалась спросом. Ее сочли жесткой, малоэстетичной, бежевый цвет, в который она была окрашена, назвали бедняцким.

 

Диагональ

 - шерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения с характерным тканым рисунком - косыми выпуклыми рубчиками. В XX веке ткань темно-синего или защитного цвета используют в основном для шитья форменной одежды.

 

Драдедам

 - очень легкое сукно полотняного переплетения, обычно светлое, иногда с орнаментом в полоску. В XIX веке имел спрос у городской бедноты - из ткани шили одежду, платки. В XX веке ткань вышла из употребления.

 

Драп

 - очень толстая и мягкая шерстяная или полушерстяная ткань с ворсистой изнаночной и гладкой лицевой поверхностью. Из него чаще всего шьют пальто, не имеющее сложных деталей.

 

Дюветин

 - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой. Дюветин называют еще фальшивым бархатом.

 

Дюшес

 - благородная, очень блестящая гладкая ткань из шелка или искусственных волокон, которая используется для вечерних платьев или в качестве подкладки для высококачественной женской одежды.

 

Елочка

, ткань в елочку - узор на ткани напоминает елочки. Переплетение волокон - по рубчику и диагонали.

 

Жаккард

- ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем.

 

Жоржет и креп-жоржет

 - ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся, на ощупь - песчаная.

 

Замша 

- мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей. Имеет бархатистый вид. Как ткань используется для пошива верхней одежды.

 

Зефир 

- тонкая нежная хлопчатобумажная ткань из отбеленной скрученной пряжи в виде мелких клеток, а также шерстяная ткань из лучших пород овечьей шерсти. Она кажется мягкой и струящейся. Из ткани шьют рубашки и блузки.

 

Каламкар

 - ситец ручной набивки.

 

Камка

 - двусторонняя узорная шелковая тонкая ткань. Сочетание сатинового и полотняного переплетения создавало особый оптический эффект. В XVI-XVII веках из камки шили шубы, кафтаны, телогреи, шапки, рукава, кушаки, штаны, чулки, наволочки, одеяла. С XVIII века камку стали называть штофом. В XIX веке название ткани вышло из употребления.

 

Камлот

 - плотная шерстяная или полушерстяная ткань обычно темного цвета. Известна в России с XVIII века, сырьем для нее служила верблюжья шерсть. Одежду из камлота могли позволить себе лишь состоятельные люди. Ныне камлот забыт, хотя подобные ткани из верблюжьей шерсти продолжают выпускаться.

 

Камчатка

 - узорная льняная ткань для столового белья, полотенец.

 

Канифас

 - плотная хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком в виде полос.

 

Капрон 

- синтетическое волокно, используется для производства тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью.

 

Каракуль

 - шкурки ягненка в возрасте 1-3 дней каракульской породы, ценный мех, отличается очень упругим, плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы.

Каракульча

 - шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец. Ценный мех, отличается низким блестящим шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком.


Кашгора

 - благородная ткань из шерсти кашгорской козы, разводимой в Новой Зеландии. Ткань обладает блеском и легкостью кашемира и очень прочна.


Кашемир 

- тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик. Настоящий кашемир производят из шерсти крохотных ягнят. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья


Кисея

 - тонкая редкая ткань, в настоящее время хлопчатобумажная Кисея выпускалась цветной, расшитой шелком или другими цветными нитями.


Клоке

 - двухслойная ткань с пузырчатой поверхностью, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Ее делают из шерсти, хлопка или искусственных волокон. Нижняя сторона ткани - гладкая, натянутая, а верхняя имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья. С эффектом клоке выпускают и хлопчатобумажные ткани - их подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта жатости, шероховатости. Клоке нельзя утюжить.


Коверкот 

- плотная ткань саржевого переплетения с характерными мелкими точками на темном фоне, очень похожа на габардин. Вырабатывается шерстяной, полушерстяной, штапельный и бумажный коверкот. В России ткань появилась в конце XIX века. В середине XX века ткань считалась престижной, одежду из нее в сочетании с велюровой шляпой носили солидные советские служащие.

 

Кожа 

- выделанная кожа животных. Уже в Древней Греции из кожи делали обувь. В VIII веке до нашей эры из нее изготавливали перчатки. В XVIII веке из кожи производили как обувь, так и головные уборы, штаны. Позже ее используют еще более широко. Первые автомобилисты и авиаторы были одеты в кожу с головы до ног, В 1965 году Пьер Карден широко использует этот материал для своих изделий

 

Козлик 

- шкурка козлят возраста до 1 месяца, а также козлят-недоносков различных пород коз. Меховая шкурка имеет тонкий волос, мягкий, глянцевитый, довольно низкий, с муаровым рисунком или гладкий.

 

Коленкор 

- дешевая бумажная ткань типа плотного миткаля, белая или одноцветная.Коленкор был очень широко распространен в XVIII-XIX веках. В конце XX века использовался в качестве бельевой ткани.


Кракле

 (в переводе с французского - потрескавшийся). Поверхность этой ткани напоминает креп и имеет пузырчатую структуру. Это ткань из хлопка или искусственных волокон, поэтому хорошо подходит для блузок и платьев.


Крашенина

 - грубый крашеный холст. В XIX веке из крашенины шили крестьянские рубахи.

 

Крепы 

- название очень большой группы тканей, которые вырабатываются из разных волокон, но все они имеют мелкошероховатую поверхность. Эффект крепа достигается, во-первых, за счет очень сильной крутки волокон; а во-вторых, нерегулярною скрещивания нитей. Семейство крепов включает в себя: креп-жоржет, крепдешин, креп-сатин, креп-марокен.


Крепдешин

- нежная шелковая ткань, приобретающая свой типичный матовый вид при использовании особого вида переплетения.Креп-жоржет - обычно шелковая очень тонкая и прозрачная ткань, имеющая общие черты с шифоном и крепдешином. Но креп-жоржет плотнее и зернист на ощупь. Шерстяную ткань, полученную этим видом переплетения, тоже называют жоржетом.Креп китайский - шелковый, набивной креп.Крепон - шерстяной креп.Креп-марокен - шелковый, плотный и мягкий, однотонны!! или узорчатый креп.Креп-рашелъ - креп золотистого цвета.Креп-сатин - шелковый креп, мягкий, обычно однотонный, отличающийся сочетанием шероховатой поверхности с одной стороны и гладкой блестящей с другой.


Кретон

 - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (нить утка несколько тоньше нити основы). Из предварительно окрашенной пряжи, с текстильным орнаментом в виде клетки или полос. В XIX веке использовался очень широко для одежды менее обеспеченных людей, а также в качестве обивки мебели.


Кринкл, крэш

 - жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кримплен

 - одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Первое время пользовался невероятной популярностью, однако в последние годы уступил всякого рода смесовым тканям, которые больше напоминают натуральные ткани.


Кружево

 - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже XV-XVI веков. Первое кружево шилось иглой, называлось оно "стежок в воздухе". В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей - ими отделывали одежду знати.В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья

 

Кружевное полотно

 - прозрачная ажурная ткань с рисунком, образуемым путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, которые получаются за смет сплетения нитей.

 

Кумач

 - бумажная ткань, как правило, ярко-красного цвета (от арабского "кумаш"). В старину бытовал синий и другого цвета кумач.


Лавсан

 - полиэфирное волокно, которое идет для производства тканей, одежды и других изделий. Название получил от сокращения: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук СССР, где это волокно было впервые получено.


Лама-вигонь

 - одна из самых дорогих тканей в мире. Ее название происходит от вида лам в Перу, находящегося под угрозой вымирания. Ткань из этой шерсти красивее кашемира.

 

Ламе 

- в переводе с французского - металлическая пластина. В ткань вплетены блестящие нити. Поверхность имеет металлический блеск.


Лайка

 - особо мягко выделанная кожа, идущая чаще всего на изготовление перчаток. Лучшие сорта лайки делали из кожи новорожденных козлят, худшие - из кожи ягнят, самые низкосортные - из овечьей кожи. Лайка должна быть очень эластичной, хорошо растягиваться и вновь принимать первоначальную форму, сохранять на лицевой поверхности мягкий блеск. Надеть настоящие перчатки из лайки было очень трудно - они плотно облегали руки, без единой морщинки.


Лайкра

 - синтетическое волокно, которое используется в производстве чулок, колготок, лосин. Оно обеспечивает идеальное облегание изделий. Изобретено фирмой "Дюпон".

 

Лаке

 - гладкая блестящая ткань, используемая для шитья верхней одежды, сумок.

 

Латекс

 - ткань из резиновых волокон.

 

Ластик

 - плотная тонкая хлопчатобумажная ткань атласного переплетения с гладкой блестящей поверхностью. Из него шьют платья.

 

Лен 

- натуральный продукт, получаемый из стеблей льна. Нити могут быть разной толщины. Лен сильно мнется, пропускает воздух и кажется прохладным при прикосновении к коже.

 

Лоден 

- шерстяная очень плотная ткань. Она напоминает сукно, но мягче его и тоньше. Тонкий лоден начал производиться в XX веке и был особенно популярен в 70-е годы.

 

Люрекс

 - недорогая блестящая тягучая ткань из металлизированных нитей. Блеск достигается наложением фольги или синтетической пленки.


Люстрин

 (от французского - блеск, глянец) - блестящая жестковатая шерстяная ткань различных оттенков. Для придания блеска готовую ткань подвергали специальной обработке. Более тонкие сорта люстрина шли на изготовление женской одежды, а более плотные - для мужской. В 1920-30-е годы люстриновый пиджак носили мелкие служащие с мещанскими претензиями на интеллигентность. Производство люстрина прекратилось в 1940-е годы. Среди современных тканей аналогов не существует


Мадаполам

 - тонкая плотная бельевая хлопчатобумажная ткань, сорт отбеленного миткаля высшего качества. Название получила по местечку Мадаполлам, пригороду Нарсопура в Индии. Обычно из мадаполама шили наволочки, которые украшали вышивками, кружевом, лентами. Множество подушек в таких наволочках выкладывали на кроватях в купеческих и мещанских семьях - это якобы свидетельствовало о достатке. В конце XX века мадаполам выпускают в виде мерного полотна для постельного белья.


Маркизет

 - прозрачная бумажная или шелковая ткань из высококачественных крученых нитей. Родом из Франции, где "маркизой" называется наружный навес у окна для защиты от солнца (его делают из бумажной ткани).


Марля 

- хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения. Получила название по городу Марли, около Версаля во Франции. Марлю окрашивали в зеленый, серый или синий цвет. Использовали для чехлов, для обтягивания оконных рам. Сейчас марля применяется исключительно в медицинских целях. Но в 1970-е годы была популярна марлевка, почти такая же редкая ткань, что и марля. Ее выпускали как однотонной, так и разноцветной.

 

Матлассе

 - искусственный или натуральный шелк с жаккардовым, словно вышитым рисунком. Ткань очень напоминает клоке.

 

Мериносовая шерсть, или меринос

 - ткань саржевого переплетения из шерсти овец мериносовых пород, живущих в Австралии или Южной Америке. Шерсть отличается тонкостью, мягкостью и эластичностью.

 

Миткаль 

- простая и дешевая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. У арабов "миткаль" - мера цены и веса. Ткань обычно делали из неотбеленной пряжи. После отбеливания ткани и пропитки ее клеем или крахмалом получали коленкор, после нанесения рисунка - ситец. После окрашивания - кумач. Современный миткаль производится из более тонкой пряжи, из него после: соответствующей обработки получают ситец, мадаполам, муслин.

 

Молескин 

- толстая хлопчатобумажная ткань атласного или саржевого переплетения с начесом на внутренней поверхности ткани. Название произошло от английских слов mole - "крот" и skin - "кожа". Из него шьют рабочую, спортивную, специальную, домашнюю, форменную одежду, верх обуви. До конца 1950-х годов из молескина изготавливали лыжные костюмы.

 

Мохер

 - шерсть ангорских и мохеровых коз из области Ангора в Малой Азии. Он придает трикотажу типичный пушистый вид, более прочный, чем другие виды шерсти.

 

Муар

 - в переводе с французского - смоченный водой с прожилками. Шелковый или искусственный репс, имеющий блестящий рисунок на матовом фоне. Он напоминает узор, который можно увидеть на продольном срезе дерева. В XX веке муар снова вошел в моду. Из муара шьют нарядные платья, используют его и в качестве подкладки.

 

Муслин

 - легкая, тонкая и мягкая ткань, хлопчатобумажная, льняная, шерстяная или шелковая, нетуго вытканная и ворсистая.

 

Нанка

 - грубая хлопчатобумажная ткань из толстой пряжи саржевого переплетения, обычно желтоватая с красноватым отливом. Название получила по городу Нанкину в Китае, откуда ее завозили в XIX веке. Ткань использовали очень широко - как для шитья одежды, так и в технических целях. В XX веке ее применяли как основу для шлифовальных шкурок.

 

Нейлон

 - синтетическое волокно, легко стирается, быстро сохнет, не нуждается в глажений, не рвется.

 

Оксфорд

 - полосатая или клетчатая ткань, обычно хлопчатобумажная, для шитья сорочек, рубашек. Названа по городу Оксфорду в Англии.

 

Органди 

- очень тонкая, прозрачная, довольно жесткая хлопчатобумажная ткань или искусственный шелк. В далеком прошлом была завезена из Восточной Индии. В последние годы мода вновь обратила на нее внимание. Используется для вечерних блузонов и жакетов, которые носят поверх топов или бюстье.

 

Органза 

- легкая прозрачная ткань с мягким скромным блескком. Сначала была только шелковой, теперь ее изготавливают из полиэстера.


Парча 

- узорная ткань сложной выработки, часто с продернутыми золотыми или серебряными нитями. Сначала ввозилась в Россию из Ирана и Турции, позже - из Италии и Франции. Однако уже в XVIII веке парчу изготавливают в России.


Пепита

 - ткань в мелкую черно-белую или коричнево-белую клеточку. Ее ткут, используя для основы и утка пряжу разных цветов. В отличие от клетки "куримой лапки" у диагональных ромбов пепиты нет вытянутых удлиненных углов. Из шерстяной ткани шьют женские костюмы, мужские пиджаки, пальто, в частности детские. Хлопчатобумажную ткань с рисунком пепита используют в детской одежде.

 

Перлон

 - ткань из полиамидных волокон. Эта ткань поступала в Россию начиная с середины 1950-х годов. Ткани из отечественных волокон такого типа назывались капроном, материалы, производимые в Польше, - стилоном, в ГДР - дедероном, в Японии - амиланом. А начиналось производство в США с нейлона, полученного в 1930-х годах. Из перлона шили блузки, мужские сорочки. Ткань хорошо отстирывалась, быстро высыхала, не мялась, но не была гигроскопичной.

 

Пике 

- в переводе с французского - стегать, прошивать. Хлопчатобумажная и из искусственного шелка ткань, лицевая сторона которой в виде рубчиков или сот. Эта ткань с пластичной поверхностью производит впечатление скорее жесткой. Выпускается в двух вариантах; гладкокрашеная и набивная. Широко используется ткань в детской одежде. Из пике шьют классические белые воротнички.


Плюш

 - ворсовая ткань с удлиненным до 8 мм ворсом на лицевой стороне. Ворс может быть шелковым, шерстяным и хлопчатобумажным, полотно же во всех случаях вырабатывается из хлопчатобумажной ткани. Ткань используется для декоративных целей, для шитья женских платьев.


Полотно

 - ткань полотняного переплетения из льна, конопли. Используется для одежды и постельного белья.


Поплин

 - прочная плотная, но не толстая ткань из мерсеризованного хлопка. Делается на шелковой основе и шерстяного или хлопчатобумажного утка, благодаря чему появляется мелкий рубчик на обеих сторонах ткани. Из поплина шьют мужские сорочки и детскую одежду.


Посконь

 - ткань из конопли, грубая и жесткая на ощупь, производилась только в крестьянских хозяйствах.

 

Равендук

 - ткань полотняного переплетения из различных видов пряжи. Сейчас производят льняной равендук под названием льняной холст. Для нее характерен серый фон с рисунком цветочных гирлянд из роз и других цветов или с мережкой. До конца 1950-х годов ткань широко использовали для шитья одежды, а также для украшения интерьера.

 

Ратин

 - шерстяная ткань саржевого переплетения, имеющая слегка волнистый ворс с характерными бугорками. Ратин известен в России с XVIII века. Ткань используют для шитья верхней одежды. Встречается как однотонный, так и разноцветный материал. Ратин лучшего качества называется ратинетом.

 

Репс

 - плотная тонкая ткань с неброскими ткаными вертикальными иии горизонтальными линиями, часто производимая из мерсеризованного хлопка или шелка.

 

Рогожка

 - плотная и прочная ткань, на которой при изготовлении с обеих сторон образуются квадраты, расположенные в шахматном порядке.

 

Саржа

 - грубая хлопчатобумажная, шелковая или штапельная ткань с диагональным расположением полосок на лицевой стороне.

 

Сатин

 - хлопчатобумажная очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью. Подкладочный сатин - гладкая, тонкая, плотная и блестящая ткань из вискозы.

 

Серсукер

 - ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у фальшивой - благодаря химической обработке ткани. В 1950-е годы пользовался популярностью сатин-либертин с мелким цветочным рисунком.

 

Ситец 

- легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полученная в результате отделки миткаля. Используют для шитья легких платьев, женских, детских, мужских рубашек.

 

Скарлат

 - пурпурная ткань. В то время сукно на Руси было, редкостью. Одежды из скарлата передавались по наследству и заносились в духовные книги.Любопытно, что скарлатина, при которой наблюдается покраснение кожи, своим названием обязана ткани.

 

Стрейч

 - ткань из эластана - эластичного искусственного волокна. Уже небольшого количества этого эластичного волокна (лайкры) достаточно, чтобы придать ткани особую тягучесть.

 

Сукно

 - шерстяная или полушерстяная ткань полотняного переплетения. Благодаря валянию и начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок. При сваливании или глажении получается поверхность, близкая к фетру. Сукно пользовалось большой популярностью среди мужчин и женщин в XVIII-XIX веках.

 

Тафта

 - от персидского - блестящая. Чисто шелковая тафта - очень блестящая тонкая шелковая ткань, которая кажется жесткой и шуршит, когда ткань приходит в движение. Тафту изготавливают и из хлопка. Жесткость придается химической обработкой, и поэтому тафта сильно мнется. Ткань выпускали одноцветной двусторонней или узорчатой односторонней. Использовали для занавесок, пологов, ею крыли шубы, пускали на подкладку. Из яркой тафты шили сарафаны, платки, пышные нижние юбки.

 

Твид 

- ткань из грубой пестрой узловатой пряжи, имеющей вид ручной выделки. Основа и уток часто бывают разной окраски. Твид обычно бывает сдержанных тонов.

Твид - первоначально грубая шерстяная красная ткань, гладкая или в виде саржи, часто клетчатая.В наше время твид - это мягкая шерстяная ткань для костюмов и пальто. У англичан твид - это и костюм из твида.

 

Тик

 - плотная хлопчатобумажная или льняная ткань одноцветная и с широкими цветными продольными полосами. Используют для тентов, чехлов, наперников.

 

Трико

 - плотная шерстяная или смешанная ткань мелкоузорчатого переплетения, а также трикотажная одежда, плотно облегающая тело.

 

Трикотаж

 - машинная вязаная ткань, а также изделия из такой ткани.

 

Тюль

 - Тонкая сетчатая или узорчатая прозрачная ткань часто с сотовой структурой. В старину изготовлялась из хлопка и шла на женские головные уборы.

 

 Фетр

 - нетканая материя, получаемая валянием пуха кролика, зайца, реже - отходов меха пушных зверей ценных пород, овечьей шерсти. Применяется для изготовления шляп, беретов, обуви.

 

Фильдекос

 - ткань из туго скрученной хлопчатобумажной нити с шелковистым блеском. Из него делали мужские носки, женские и детские чулки, перчатки.


Фильдеперс

 - шелковистое трикотажное полотно из тонкой, круто скрученной хлопчатобумажной нити. Из нее выпускали носки, чулки, перчатки, белье. В начале 1950-х годов фильдеперс вытеснил капрон, более тонкий и прозрачный.


Фланель

 - собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двусторонним начесом. Ворс ткани заметен, если провести рукой против него. Хлопчатобумажная фланель, или зимний хлопок, с геометрическим орнаментом используется для мужских спортивных рубашек, с цветочным рисунком - для детской одежды. Из шерстяной фланели шьют женскую одежду.

 

Флизелин

 - нетканая клеевая прокладка. Различается по толщине, мягкости.

 

Фризе

 - ткань с плюшевой поверхностью, напоминающей махровые ткани.

 

Фроте

 - ткань, из которой делают махровые полотенца, халаты, простыни.

 

Хлопок

 - природный материал, который приятно носить в жару, так как он хорошо впитывает влагу. Однако быстро мнется и садится при первом кипячении. Немнущимся хлопок становится в смеси с химическими волокнами или при специальной химической обработке.

 

Хлопок мерсеризованный

 - облагороженный хлопок с изысканным блеском. При этом краски становятся ярче.

 

Хлопок зимний

 - хлопчатобумажная ткань с начесом: фланель, байка и т.д. Из этих тканей шьют блузки, брюки, жакеты, которые носят зимой.

 

Холст 

- льняная ткань полотняного переплетения. Из нее изготовляли рубахи, порты. Ее отбеливали, покрывали орнаментом или сохраняли белизну.


Чесуча 

- плотная шелковая ткань полотняного переплетения, имеет желтовато-песочный цвет. Вырабатывается из неравномерных по толщине нитей натурального шелка особого сорта - туссора. Так же называют простую хлопчатобумажную ткань.


Чинц, или английский ситец

 - лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит, впечатление натертой воском. Ткань имеет рисунок на светлом фоне, глянцевую отделку лицевой стороны. Не пачкается и не смачивается водой. Используется для декоративных целей.


Шанжан 

- ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают двухцветный переливчатый эффект. Ткань производят из натурального или искусственного шелка.


Шевиот

 - мягкая шерстяная ткань саржевого переплетения, сотканная довольно редко. Ее подвергают валянию и стрижке. Шевиот бывает только одноцветным - серым, черным, синим. Используется в основном для шитья верхней одежды.


Шёлк 

— мягкая ткань из нитей, добываемых из ко́кона ту́тового шелкопря́да.


Как сшить варежки из меха своими руками

Как сшить варежки из меха своими руками

В последнее время в моду вошли меховые варежки. Элегантные и оригинальные рукавицы из норки, кролика и других видов меха отлично дополняют зимнюю женскую одежду, особенно если мех подобран под цвет шубы или куртки. Однако, купить меховые варежки не всегда есть возможность, поскольку цена у них достаточно высокая, что и не удивительно. Ведь для того, чтобы сшить норковые варежки, нужно израсходовать две небольших шкурки норки. 

Предлагаем вам простое решение, как сэкономить немалую сумму и обзавестись симпатичными и модными меховыми варежками. Правда, для этого необходимо хотя бы немного уметь шить и иметь небольшой кусок натурального меха.

Читать дальше

Шьем шапку-ушанку

Как сшить шапку-ушанку своими руками

Шапка-ушанка - самый  популярный головной убор для зимы и у взрослых, и у детей уже многие годы. Несколько видоизменяется  только форма ее деталей: козырек становится то крупнее, то меньше,

то он опущен на глаза, то поднят кверху, по-разному завязываются ушки. Современные меховые шапки-ушанки шьются на мягком утеплителе, без плотного каркаса, как раньше. Они мягкие, легкие, удобные в носке. Появилось много новых материалов для верха шапки и для подкладки. 

 

 Надеемся, что наши советы, как сшить себе шапку-ушанку, заинтересуют вас.


шьем шапку ушанку своими руками Шапка-ушанка самостоятельно

Выбор материала

Ушанку можно сшить как из натурального, так и из искусственного меха. 
Если будете использовать натуральный мех, совсем не обязательно чтобы он был новый. Вполне можно использовать куски меха от старой шубки или дубленки. Выберите лучшие, менее выношенные части меха. Детали ушанки можно составить из нескольких кусочков по принципу "мозаики". Складывайте "мозаику" так, чтобы кусочки меха по цвету были одинаковы, а направление ворса — в одну сторону.
Чтобы с натуральным мехом было легче работать, предварительно натяните его на доску, набив на нее края шкурки мелкими гвоздиками. Мех при этом крепите ворсом вниз. Затем мездру слегка смочите влажной губкой.
Резать мех следует только по мездре - то есть по изнанке, и не ножницами, а бритвой или острым ножом.

Если из меха вы будете делать только опушку ушанки - передний отворот и отворот с ушками, то головку и нижнюю сторону опушки в этом случае выполните из другого материала: плотной ткани, кожи, замши или плащевки. При использовании этих тканей детали шапки проклейте их с изнанки дублерином.  Для внутренней части шапки вам понадобятся ватин или синтепон и подкладка. Из современных материалов в качестве подклада хорошо себя зарекомендовал флис.

 

Как сшить шапку-ушанку своими руками


Построение выкройки

Работу начинайте с построения выкройки. Для этого лучше всего воспользоваться миллиметровой бумагой. Перерисуйте выкройку как можно точнее с нашего чертежа, где сторона клеточки равна 5 см, на миллиметровку, предварительно сделав на ней сетку 5х5 см. Выкройка дана для 56-го размера (окружность головы — 56 см) без припусков на швы. Если вам потребуется изменить размер шапки — увеличте или уменьшите выкройку, разрезав детали кроя по средней вертикальной линии. Выкройку положите на подготовленный мех со стороны мездры и обведите острым карандашом или шариковой ручкой. Вырезайте меховые детали шапки, как уже говорилось,бритвой или ножом со стороны мздры, держа мех на весу, чтобы не повредить ворс.

 

Детали выкроек:

1 - передний отворот (2 дет.);

2 - отворот с ушками (2 дет.);

3 - околышек к головке (1 дет.);

4 - донышко головки (2 дет.);

5, 6 - околышек и донышко подкладки (по 2 дет.);

7, 8 - клинышки к головке (б дет. или 4 дет.);

9 - козырек (2 дет.).

 

Скроите сначала детали опушки — верх и подкладку, затем головку шапки: околышек и донышко. Форма головки может быть различна. При недостатке материала выгодно сделать ее из клинышков, причем можно сочетать клинышки из разного материала (кожи и замши, замши и сукна).

Ушанку можно сделать с козырьком, выкройка которого также дана (дет. 9). Козырек выполняется из того же материала, что и головка шапки. Для плотности внутрь козырька можно вставить тонкий пластик. Край готового козырька отстрочите отделочной строчкой. Выкройка клинышков также дана без припусков на швы.
Скроив все детали шапки, приступайте к шитью.

 

Важно! Перед тем как кроить проверьте на соответствие снятую мерку окружности головы с параметрами выкройки, учитывая при этом толщину подкладки, утеплителя и припуск на свободу облегания.

При необходимости подкорректируйте выкройку и только после этого приступайте к раскрою.

Не забудьте дать припуски на швы.


Экспериментируйте, по одной выкройке можно сшить абсолютно разные изделия, применяя разный по цвету и фактуре материал.
Более того, вы можете  изменить  форму козырька, "ушей" и т. д.

Шьем шапку ушанкуПоследовательность работы


Все меховые части шейте на руках, мелкими стежками через край (рис. 1). Детали из других материалов можно сшить на швейной машине, отступая от края не более 0,5 см.

Сшейте детали опушки — верхнюю и нижнюю детали козырька (дет. 1) и отворот с ушками (дет. 2). Выверните их налицо. В центре ушек вставьте шнурок-завязку длиной 15 см. Чтобы нижняя сторона этих деталей не тянула и не была видна, верхние меховые части слегка припосадите по закругленным линиям. Для этого скроите их немного больше нижних (примерно на 0,5 см).

Сшейте головку ушанки. Сначала — вытачки на донышке (дет. 4), затем обе половинки донышка по средней линии. И под конец к краю донышка пришейте деталь 3, предварительно сшив ее вертикальные края. На рисунке 2 показана готовая головка шапки.

Соедините головку ушанки с отворотом. Это самая сложная работа. На головке наметьте середину переда и зада. Совместите середину козырька с серединой переда и сшейте их, предварительно сколов булавками.



Пришейте к головке околышек.
Швы лучше делать в два приема: сначала сшить головку с подкладкой отворота и козырька (рис. 3), затем подвернуть шов внутрь шапки и пришить край меховых деталей верха к этому шву.



Для того чтобы опушка хорошо лежала и яе стягивала шапку, ее общая длина должна быть на 2 — 2,5 см больше длины окружности головки.
Прикрепите переднюю часть отворота к головке.

Внутренняя часть ушанки делается плотной, стеганной на ватине или сиртепоне. Скроите детали подкладки — околышек и донышко — из подкладочной ткани и из ватина и простегайте их вместе на машине (рис. 4)(можно купить готовый стеженый подклад на синтепоне). Сметайте околышек и донышко и вставьте в ушанку внутреннюю часть. Подгоните объем и длину подкладки и только после этого сшейте ее на машине. Окончательно со едините обе части шапки, пришив подкладку к низу ушанки.

В заключение хотим дать вам несколько практических советов, которые могут помочь в работе.


Мех с грубой мздрой, кожу или замшу шейте тонкой короткой иглой прочными нитками, сложенными вдвое (капрон, хлопок с полиэстером). Пользуйтесь наперстком.

 

Некоторые швы на деталях с мехом можно сделать не руками, а на швейной машинке. После строчки ворс из шва с лицевой стороны нужно вытащить толстой иглой.

 

Детали из кожи и замши гладьте теплым утюгом через сухую тряпку (с паром  осторожнее,  потому что замша требует сухого тепла, а никак не влаги - отпаренные зоны замши  могут поменять цвет или огрубеть).

 

Определенной формы меховых деталей можно достигнуть не только кроем. Если слегка смочить мздру, то она будет легко растягиваться или, наоборот, высыхая, съеживаться. Эти свойства используйте, натягивая мех на доску, когда форма мехового куска не соответствует выкройке.

 

Если хотите обновить старый мех, то почистите его кукурузной мукой или отрубями. Возьмите горсть муки (отрубей), насыпьте на мех и разотрите рукой. Затем мех стряхните и почистите щеткой. Чтобы мех стал более пушистым, осторожно расчешите его расческой.

 

Чтобы сделать мздру более мягкой и эластичной, смажьте ее касторовым маслом или кислым молоком.

 

Как сшить шапку-ушанку своими рукамиСшивать детали из натурального меха можно так:

 


 

 

 

Кепка своими руками

Выкройка кепки. Шьем кепку своими руками.

На протяжении всего двадцатого столетия кепка являлась головным убором у разных слоев и классов общества. Ее носили вожди и президенты, шпана и воры, спортсмены и ученые. Все успели использовать этот головной убор в качестве основного, непоколебимого атрибута верхней одежды.

 

                Сегодня кепку одевают абсолютно все: начиная от детей, заканчивая пенсионерами и людьми преклонного возраста. Как правило, в магазинах города кепки одинаковые. Нет такой, какой не было бы ни у кого. А женщинам хочется индивидуальности. Приходится искать в интернете выкройку кепки и начинать шить. Этим мы с Вами сейчас и займемся!

 

                Что касается выкройки, то ее искать не нужно, она есть. Именно по этой выкройке кепки мы будем с Вами создавать новый головной убор, которого нет ни у кого в Вашем городе! Эта выкройка кепки состоит из десяти деталей: шесть клинышков, два  козырька и два  околышка.

 

Сшить кепку по представленной выкройке очень легко. Главное знать, что к чему.

Первое, что нужно сделать – это перенести выкройку кепки на бумагу, оставив 1 сантиметр для швов. Затем нужно сшить клинья между собой. Это будет дно нашей кепки. Затем нужно пришить подкладку кепки. Самая важная часть – это козырек. Его нужно выкроить и аккуратно пришить. Для того, чтобы козырек кепки был жесткий, нужно сделать специальную флизелиновую  вставку такого же размера. Если ее нет, можно использовать обычный картон. Затем пристрачиваем козырек к тулье. К ним околышек. Вот и все! Кепка готова!

Вот так вот с помощью выкройки кепки мы сшили новый головной убор, который можно надеть когда и куда угодно!

 

Выкройка кепки. Шьем кепку своими руками.