Ремонт электропривода МШ-2 и МШ-2ЭР

Ремонт электропривода швейной машины.

Очень часто выходят из строя электроприводы швейных машин как отечественного, так и импортного производства. Замена таких деталей обходится потребителю в копеечку. Если, например, из строя вышла педаль или электродвигатель, то приходится покупать полный комплект, по отдельности вам не продадут. 
В таких случаях выхода два, отдать продавцу ваши кровные или сэкономить и отремонтировать самому.
Конечно, встречаются сложные неисправности, но если постараться, можно сделать все.
Недавно в ремонт попался вот такой агрегат.

Электропривод для швейной машины

Вот что он из себя представляет:

Электродвигатель Тип МШ-2, 220В, 0,5А, 40Вт

ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ типов МШ-2 и МШ-2ЭР ДЛЯ БЫТОВЫХ ШВЕЙНЫХ МАШИН Общие сведения

Электроприводы типов МШ-2 и МШ-2ЭР предназначены для бытовых швейных машин отечественного производства и некоторых моделей импортных машин, оверлоков и бытового инструмента (шлифмашин и т.д).

Структура условного обозначения

МШ-2ЭР: 
МШ - электропривод для швейных машин; 
2 - номер модификации; 
ЭР - электронный регулятор напряжения. 
Климатическое исполнение УХЛ, категория размещения 4.2 по ГОСТ 15150-69.

Условия эксплуатации

Номинальные значения климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150-69. 
Эксплуатация внутри помещений при температуре окружающего воздуха от 10 до 35°С. 
Среда невзрывоопасная, не содержащая химически активных смесей, приводящих к разрушению металла и изоляции. 
Эксплуатация на расстоянии не менее 1 м от электронагревательных приборов. 
Хранение в сухом отапливаемом помещении при температуре от 1 до 40°С. 
Защита человека от поражения электрическим током соответствует классу 2 по ГОСТ 12.2.007. 0-75. 
Электроприводы соответствуют требованиям ТУ 16-539.280-78.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-539.280-78

Технические характеристики

Номинальное напряжение, В - 220 Частота питающей сети, Гц - 50 Номинальная мощность, Вт - 40 Номинальный ток, А, не более - 0,5 Частота вращения вала электродвигателя, мин-1 - 6000±1200 КПД, % - 45 Номинальный вращающий момент, Н·м - 0,0635 Расход электроэнергии, кВт·ч - 0,1 Масса, кг, не более - 1,8 
Режим работы электродвигателя повторно-кратковременный с продолжительностью включения до 40% времени цикла. 
Наибольшая продолжительность цикла 10 мин: пауза 6 мин, работа 4 мин. Количество рабочих циклов не регламентируется. 
Плавность регулирования обеспечивается при установке привода на швейную машину. 
Средняя наработка на отказ - не менее 300 ч. 
Гарантийный срок эксплуатации - 1 год для электропривода МШ-2 и 1,5 года для МШ-2ЭР со дня продажи через розничную торговую сеть.

Конструкция и принцип действия

Электропривод МШ-2 состоит из однофазного коллекторного электродвигателя с последовательным возбуждением с кронштейном, работающего от сети переменного тока частотой 50 Гц и угольного пускорегулирующего реостата. 
Электропривод МШ-2ЭР отличается от МШ-2 наличием электронного регулятора напряжения. 
Регулирование частоты вращения вала двигателя осуществляется изменением напряжения, возникающим при изменении силы нажатия на педаль. 
Направление вращения вала электродвигателя левое, если смотреть со стороны выходного конца вала. 
Габаритные, установочные и присоединительные размеры электроприводов МШ-2 и МШ-2ЭР приведены на рисунке.

Это электропривод МШ-2 (с угольным пускорегулирующим реостатом)

Педаль и мотор электропривода

А это МШ-2ЭР (с электронной педалью)

МШ-2ЭР, электродвигатель, регулятор напряжения

Приступаем к разборке двигателя.

Привод для швейной машины

Первым делом необходимо снять щетки. Старайтесь делать это аккуратно и не спеша, сама щетка соединена с пружиной и если ее не придерживать может вылететь, а при падении разбиться.

Щетки снимаются с помощью отвертки, необходимо надавить на держатель щетки и повернуть его на 90 градусов.

графитовые щетки

Состояние щеток нормальное, трещины и сколы отсутствуют.

Пружина, щетка, фиксатор


Теперь необходимо снять шкив с вала электродвигателя. Делается это просто, как показано на фото, надавливаем на фиксатор и снимаем шкив с вала. Опять же будьте внимательны, фиксатор с пружиной и может улететь, потом будете долго искать.

Шкив, фиксатор

Пружина фиксатора, шкив

А здесь видно как установить шкив на место, фиксатор вставляем в отверстие на валу, придавливаем его отверткой и насаживаем шкив. Фиксатор под действием пружины войдет в отверстие шкива и зафиксирует его.

Надовить отверткой, установить шкив

Осталось только раскрутить винты с гайками и снять корпус.

А вот и "сердце" нашего мотора.

Ротор, статор, электродвигатель

Год выпуска 1965, старичок древний, и судя по всему его ни разу не разбирали, возможно меняли щетки. Со временем смазка подшипников высохла, поэтому он сильно и нагревается.

Если надавить на основание подшипника то оно отойдет, получаем хороший доступ для чистки и смазки, ничего не скажешь, удобно.

Подшипники, смазка

А здесь видно во что превратилась смазка за долгие годы эксплуатации, подшипник проворачивается с усилием. Для исправной работы двигателя все его подшипники необходимо содержать в чистоте и регулярно использовать качественную смазку для подшипников. На ухудшение смазки подшипника электродвигателя укажут следующие изменения: замедление вращения или остановка колец подшипника, его нагревание или расплавка. Менять смазывающее вещество нужно при его загрязнении и появлении более густой консистенции.

Подшипник, обмотка электродвигателя

Перед полной заменой смазки необходимо:
промыть подшипник керосином,
набить свежую смазку.

Руки и инструменты (деревянные или металлические лопаточки) должны быть чистыми. Пространство между шариками и обоймами заполнить смазкой по всему диаметру.

Смазка, масло

Графитная смазка

Смазываем и второй подшипник со стороны крыльчатки.

Крыльчатка электродвигателя

После нехитрых операций, двигатель заработал как новенький.

А вот второй двигатель МШ-2ЭР (с электронной педалью). Не хотел работать, периодически останавливался или не запускался.

конденсаторы подавления помех

При тщательном осмотре была обнаружена некачественная пайка, может быть заводской брак, а может окисление припоя в результате неправильной эксплуатации. Провод практически болтался, в результате чего электродвигатель нестабильно работал.

Пайка, припой элементов двигателя

Все детали и провод необходимо хорошо залудить, и припаять.
И не забываем про смазку. Она уже сильно загустела. Поэтому сначала очищаем подшипник от старой смазки и забиваем новую.

Вал двигателя

Мотор заработал стабильно, теперь его ждет долгая жизнь.

 

Ремонт регулятора напряжения (педали) электродвигателя швейной машинки.

Скорость шитья обычно регулируется силой нажатия на педаль электропривода. Двигатель и регулятор оборотов присоединяются к электрической сети с помощью электрошнура. Запуск машины производится путем нажатия на педаль регулятора оборотов. Большему нажатию соответствует большая скорость шитья. После остановки машины необходимо снять ногу с педали во избежание непроизвольного пуска.

Существует множество типов регуляторов напряжения. 
Основные типы:
- угольный пускорегулирующий реостат.
- электронный регулятор напряжения.

В педали с угольным реостатом имеется сборка угольных таблеток находящихся в керамическом корпусе. При надавливании на педаль , таблетки сжимаются, в результате чего сопротивление падает и двигатель запускается, чем сильнее сдавить таблетки тем меньше сопротивление и выше скорость двигателя. Основные неисправности в таких регуляторах как и везде, это неисправность кабеля, разъемов, вилки электропитания. Часто сгорают угольные таблетки, в этом случае необходима замена выгоревших таблеток. Если их нет то можно выточить их из графитовых щеток с помощью турбинки и надфиля.

Педаль для электропривода МШ-2

Педаль для швейной машины

регулятор напряжения

устройство педали

Конструкция довольно простая, имеется устройство подавления помех из конденсаторов и дросселей.

конденсатор, подавление помех

Перестал крутиться электродвигатель, но не сразу, сначала он то работал, то не работал.
Очень часто встречающаяся причина, плохая некачественная пайка. На фото видно, что эмалированный провод идущий от дросселя перед пайкой не был очищен от эмали и залужен. Просто повесили соплю, решили что и так будет работать. 

Эмальпровод, пайка

плохая пайка

Пришлось исправлять чужую оплошность, убирать сопли припоя, зачищать эмаль-провод, и нормально припаивать.

дроссель, конденсатор

Попалась недавно педаль китайского производства.
Открывается легко, достаточно отверткой поддеть верхнюю крышку педали.


корпус, педаль китайская

Регулировка напряжения ступенчатая, несколько скоростей. Достаточно простая и надежная, состоит из дросселя, диода и группы контактов.

электропровод, диод, контакты, дроссель

Деталей мало, и ломаться нечему, возможен выход их строя диода или подгорание контактов, обрыв дросселя.

диод, гайка

дроссель, контакты